Александровский грабен

Александровский грабен расположен на правом берегу Волги между селами Горная Пролейка и Горный Балыклей. В геологии под «грабеном» понимается участок земной коры, опустившейся по тектоническим разрывам (сбросам) по отношению к смежным участкам. Грабены образуются обычно на участках сводовых поднятий или в районах, где земная кора испытывает деформации растяжения. Вполне понятно, что подобные образования чаще встречаются в горных странах, где наиболее интенсивно происходили и происходят тектонические движения земной коры.

Конечно, Александровский грабен очень мал по сравнению с грабенами Байкальского озера и Красного моря. Его длина всего лишь несколько километров, а ширина — полтора. Но он по-своему интересен и представляет определенную научную ценность. Александровский грабен хорошо выражен в рельефе, ограничивается с запада пологим склоном Приволжской возвышенности, а с востока узким хребтом, отделяющим его от Волги. Если подняться на вершину хребта, то с одной стороны откроются просторы Волгоградского водохранилища, а с другой сам грабен, на дне которого блестит небольшое озерко. Когда и как образовался Александровский грабен? Ученые, изучавшие геологию правобережья Волги и открывшие грабен, считают, что образование его связано с опусканием Прикаспийской низменности и поднятием Приволжской возвышенности. Систематические наблюдения геологов свидетельствуют и о том, что южное окончание Приволжской возвышенности в районе города Волгограда поднимается за год на 2,2 миллиметра. Разнонаправленное движение двух участков земной коры создало между, ними напряжение, что и привело к образованию грабена. Время происходивших событии Милановским датируется как предхвалынское, то есть перед тем, как Прикаспийская низменность была затоплена последним морем—Хвалынским. Возможно, образование разрывов и грабена сопровождалось и местными землетрясениями. Подобные геологические образования не единичны. Совсем рядом, к северу от Александровского, находится Балыклейский грабен, в котором расположена долина реки Балыклейки.

Александровский грабен — совершенно исключительный геологический памятник. Здесь, в условиях перехода в прикаспийскую низменность в сравнительно узкой полосе (шириной в 1—1,5 километра) слои земных пород «провалились» на 200 метров. Этот «провал» начался 30 миллионов лет назад и закончился всего несколько сот тысяч лет назад. За время этого опускания породы верхней части палеогена, а также миоценовые и плиоценовые отложения суммарной мощностью в 200—250 метров в окрестностях и на большом расстоянии от грабена были полностью уничтожены, что и составляет исключительный геологический интерес о былых условиях осадконакопления и геологической истории Нижнего Поволжья. За последние 40—60 миллионов лет природа оставила свою летопись только в Александровском грабене. Эти данные дают ключ к расшифровке геологических событий, разыгравшихся на нашей территории много миллионов лет назад. Здесь отмечается существование прибрежной зоны моря, а в неогеновое время — зафиксировано обширное древнее пресное озеро, оставившее илистые осадки мощностью 25—30 метров. В пределах провала есть реликты осадков, доказывающие существование жаркого сухого климата. Здесь имеются отложения, говорящие о наличии бурных потоков от проливных дождей, проходивших 30—40 тысяч лет назад; есть образования, характеризующие холодный климат ледникового периода.

Приволжская возвышенность в пределах Волгоградской области осложнена многочисленными тектоническими нарушениями, которые были установлены при геологическом изучении территории в связи с поиском нефти и газа, строительством крупных гидротехнических сооружений, таких, как Волго-Донской канал имени Ленина и Волжская ГЭС. Но бояться землетрясений волгоградцам, конечно, не следует, ведь Александровский грабен — результат местной тектонической деятельности, недавней только в геологическом отношении, где 20 тысяч лет—лишь минута вечности. И нет никаких предпосылок к тому, чтобы в ближайшем тысячелетии землетрясение в районе Александровского грабена, хотя бы и сугубо небольшого, местного значения, повторилось.

28 Александровский грабен.jpg

Natural Monument “Aleksandrovski Graben”

The Aleksandrovski Graben is located on the right bank of the Volga between the villages of Gornaya Proleyka and Gorny Balykley. The graben is well-expressed in the profile of the terrain bordering the smooth hillside of the Volga Upland in the west and a narrow ridge in the east that separates it from the Volga. If you reach the top of the ridge, you will see the water of the Volgograd Water Reservoir on one side and the graben on the other with a small lake at the bottom.

The scientists who studied the geology of the right bank of the Volga and discovered the graben hold the opinion that the graben was formed when the Caspian Depression went down and the Volga Upland went up. The ongoing geological studies testify that the southern end of the Volga Upland near Volgograd is rising by 2.2. mm each year.

Location: the bank of the Volgograd Water Reservoir near Suvodskaya Stanitsa in Dubovskoye District

Что посетить?

Не знаете куда пойти? Не беда!