Город-герой Волгоград

Волгоград

Волжский

Камышин

Михайловка

Урюпинск

Фролово

Алексеевский р-н

Быковский р-н

Городищенский р-н

Даниловский р-н

Дубовский р-н

Еланский р-н

Жирновский р-н

Иловлинский р-н

Калачевский р-н

Камышинский р-н

Киквидзенский р-н

Клетский р-н

Котельниковский р-н

Котовский р-н

Кумылженский р-н

Ленинский р-н

Михайловский р-н

Нехаевский р-н

Николаевский р-н

Новоаннинский

Новониколаевский р-н

Октябрьский р-н

Ольховский р-н

Палласовский р-н

Руднянский р-н

Светлоярский р-н

Серафимовичский р-н

Среднеахтубинский р-н

Старополтавский р-н

Суровикинский р-н

Урюпинский р-н

Фроловский р-н

Чернышковский р-н

Ru
En

Город-герой Волгоград

Что посмотреть в Волгограде и области
Описание

Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.

Своё название город получил от речки Царицы, впадающей в Волгу. есть предположение, что название также происходит от тюркских слов «сары-су» (жёлтая река) или «сары-чин» (жёлтый остров), т. к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове и служило для обороны волжского пути на стыке Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVII в. крепость сгорела и была вновь построена уже на крутом правом берегу Волги, у места впадения реки Царицы в Волгу. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран.

В 1667-1672 гг. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691-м в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722 г. крепость посетил Пётр I, оставивший гарнизону и жителям в знак признательности подарок - трость, которая вместе с царским картузом хранится в Краеведческом музее. Город стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1774 году город два раза был осаждён Е. И. Пугачёвым, но без успеха.

В конце XVIII - начале XIX в. крепость была упразднена, и Царицын обрел статус уездного города в составе Саратовской губернии. В Царицыне начинает активно развиваться мелкая промышленность. В 1862 г. вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын - Калач-на-Дону), в 1879 г. - на станцию Грязи и далее на Москву, в 1897 г. - на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900-м - на Донбасс. В Царицыне началось развитие крупных промышленных и торговых градообразующих предприятий и компаний. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель», были построены крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в городе действовали уже свыше 230 фабрик и заводов, банки, банкирские конторы. Город был телефонизирован.

В 1913 г. в Царицыне появился трамвай, в центральной части были установлены первые электрические фонари. Также были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция, ежегодно проводились 3 летние ярмарки. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье.

Во время Гражданской войны (1918-1920 гг.) в Царицыне происходили ожесточённые бои.

С 1920 г. Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован в Сталинград. В 1928 г. - центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932-м - центр Нижневолжского края. В 1934 г., после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 г. Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область. В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 году в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) на подступах к городу и в самом городе с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв второй мировой войны (1939-1945 гг.) - Сталинградская, ставшая её переломным этапом. Первоначально наступление на Сталинградском направлении вела 6-я немецкая армия, а с 31 июля 1942 г. и 4-я танковая армия. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецко-фашистские 6-я и 4-я танковая армии, румынские 3-я и 4-я армии, итальянская 8-я армия. Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей.

За выдающиеся заслуги перед Родиной 1 мая 1945 года Сталинград был удостоен почётного звания города-героя, а 8 мая 1965 года награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Полностью разрушенный в годы Великой Отечественной войны, Сталинград, как легендарная птица Феникс, буквально восстал из пепла благодаря трудовому подвигу жителей города и советских граждан, прибывших из других республик восстанавливать здания города-героя. Первой восстановленной улицей считается улица Мира, пересекающая центральную городскую площадь Павших борцов, а первым восстановленным из руин домом стал знаменитый "Дом солдатской славы" - Дом Павлова.

В 1961 году Сталинград был переименован в Волгоград.

С 1959 по 1967 год велось строительство главного мемориального комплекса города и всей страны - памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане. вершину кургана и всего ансамбля венчает самая высокая скульптура России и Европы - монумент "Родина-мать зовет!".  В 1984 году был открыт второй в Советском Союзе и единственный в России метротрам - подземный трамвай, работающий по принципу метрополитена.

Волгоград протянулся на  более чем 80 км вдоль берега Волги и занимает площадь в 56,5 тысячи гектаров. На северо-востоке город замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе - Волго-Донской судоходный канал, сделавший Волгоград портом пяти морей.  Эта территория разделена на 8 административных районов: Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский, Кировский и Красноармейский и несколько рабочих посёлков. На сегодняшний день в Волгограде проживает 1 013 468 человек.

Источник: Официальный сайт администрации Волгограда

Фото: Комитет экономической политики и развития Волгоградской области

1 Волгоград.jpeg

Volgograd

The year of foundation of Volgograd is 1589. At the time the town bore a different name, Tsaritsyn. Primarily, Tsaritsyn was conceived as a fort with the protection of southern Russian borders in mind. The first construction of stone appeared here in 1664.

From 1925 to 1961 the town was known under the name of Stalingrad. After Stalin’s death in 1953, when the country was undergoing the process of de-Stalinization, all Stalin monuments were destroyed and all places named after him renamed, including Stalingrad receiving the name of Volgograd on November 10, 1961.

Volgograd is one of the most renowned and important places to win the name of the Hero City. In summer 1942, the forces of the Axis launched a massive offensive in their southern front attempting to gain control over the Caucasus, the valley of the Don, the lower reaches of the Volga, and the Kuban, that is, the most fertile and plentiful farmlands of the USSR. Stalingrad was to receive the first blow by the German 6th Army under the command of General der Panzertruppe (later Colonel General) Paulus.

The Soviet General Staff opened the Stalingrad Front with the main purpose to stop the forces of the Axis’ southward offensive. On July 17, 1942 one of the greatest and bloodiest battles in the history of the Second World War, the Battle of Stalingrad, commenced, and lasted for 200 days and nights of long and violent action eventually ending in the complete defeat of the German troops thanks to the self-sacrificing, unparallelled efforts of the heroes of the Battle, army and navy soldiers, and civilians of the region.

Stalingrad was one of the first towns to receive the Hero City name. This was granted to the town by Commander-in-Chief’s Order of 1 May 1945. The medal “For the Defence of Stalingrad” was instituted to honour the valour of those who took part in the battle.

The town has a great number of memorials dedicated to the Second World War heroes. Among them is the famous Mamayev Kurgan memorial complex. Mamayev Kurgan is a height on the right bank of the Volga the name of which has become well-known at the times of the Mongol invasion. During the Battle of Stalingrad especially bloody action took place on Mamayev Kurgan, and 35 thousand war heroes now lie buried here. To the honour of the fallen warriors, the memorial complex “To the Heroes of the Battle of Stalingrad” was constructed in 1959 .

Today, Volgograd is the administrative centre of Volgograd Oblast. Its population is 1,013,468 people.

Location: southeastern part of European Russia

Культурные
-
Загрузка карты ...